Бёклин

Бёклин
, Арнольд (Bocklin, Arnold) 1827, Базель — 1901, Сан Доменико ди Фьезоле. Швейцарский живописец. Учился в дюссельдорфской Академии художеств у Ширмера. В 1848 посетил Францию, в конце 1840-х — Брюссель. В 1850—1857 жил в Риме, где сблизился с кружком Фейербаха. Работал также в Базеле (1857—1859), Мюнхене (1859—1860), Веймаре (1860—1862). В 1867—1877 жил во Флоренции, в 1886—1899 — в Цюрихе. Писал пейзажи, картины аллегорического содержания, портреты. В ранних работах — Римский пейзаж (1850-е, Гейдельберг, Художественный музей), Вилла у моря (1864—1865, Мюнхен, галерея Шака) проявилось увлечение культурой Италии, сформировавшееся под влиянием Ширмера, а затем Фейербаха. Романтизированные образы итальянской природы передают эмоциональные ощущения художника, рождая чувство одиночества и печали. Изображение в пейзажах фигуры Пана (Пан в камышах, 1856—1857; Пан, напуганный пастухом, 1860, оба — Мюнхен, галерея Шака) привносит многозначность и таинственность в пейзажи. В этом нашли выражение юношеские увлечения художника мифологией и классической поэзией, а также романтическое восприятие культуры Италии как некоего классического мифа, вобравшего в себя настоящее и прошлое. Полотна итальянского периода или созданные позднее по впечатлениям от поездок исполнены в темной колористической гамме, гладким мазком, компактно передающим объемы. Под влиянием Фейербаха Бёклин обращается к написанию больших полотен, живописная манера его начинает тяготеть к работе крупными цветовыми пятнами, более декоративно-плоскостному построению композиции. В полотнах Юноша и девушка среди лугов (1866, Цюрих, Кунстхалле) и Весна любви (1868, Дармштадт, Музей земли Гессен) человеческие фигуры, не утратившие объемности, переданы компактными, темными силуэтами на фоне ярких пятен зелени луга и цветущего сада. Тема мифа о золотом веке как времени счастья, покоя, гармонии человеческого и природного бытия получит развитие и в произведениях 1870—1880-х (Летний день, 1881, Дрезден, Картинная галерея; Весенний гимн, 1888, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Как и многие произведения символистов, они тяготеют по цветовому и композиционному решению к панно. Неглубоко трактовано пространство и в полотнах Борьба кентавров (1873, Базель, Художественный музей), Тритон и нереида (1875, Берлин, Гос. музеи), Одиссей и Каллипсо (1883, Базель, Художественный музей), Морской штиль (1887, Берн, Художественный музей). Изображенные в морском или лесном пейзаже мифологические персонажи вносят в полотна художника некое трудно различимое единство натуры и вымысла. Ощущение таинственного предчувствия, свойственное живописи европейских символистов, рождает пейзаж Остров мертвых (1880, Базель, Художественный музей). Он исполнен в манере пленэрной живописи, характерной для работ 1850—1860-х. Объемно смотрятся очертания крон ветвистых деревьев пустынного острова вдали. На протяжении всей жизни Бёклин создавал портреты. В темной колористической гамме, с сильной моделировкой фигур светотенью исполнены портреты 1860-х (Автопортрет, 1861, Базель, Художественный музей; Сын Арнольд, 1861, Люцерн, Художественная галерея; Ф. Ленбах, 1862, Вена, Галерея австрийской живописи; Фани Янаушек, 1861, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). В каждом образе выявлено эмоциональное начало, он приобретает характер импровизации, подчиненной видению художника. Более декоративны по цветовому решению и подчеркнуто срежиссированы портреты 1870-х (Автопортрет со скрипкой смерти, 1872; Автопортрет с бокалом, 1885, оба — Берлин, Нац. галерея). Бёклин вошел в историю искусства XIX в. как крупнейший художник-символист, живопись которого оказала значительное влияние на многих мастеров.
Лит.: Николаева Н. Арнольд Бёклин. М., 1913; Федотова Е. Бёклин. М., 2001; Bryner-Bender V. Arnold Bocklin’s Stellung zum Portrait. Basel, 1952; Betthausen P. Arnold Bocklin. Dresden, 1975; Zendler H. Arnold Bocklins Totensee. Museum der Bildenden Kunste. Leipzig, 1987.
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Бёклин" в других словарях:

  • Клин — Клин: Клин  заостренный с одной и расширяющийся с другой стороны кол, кусок дерева, железа и др.[1] Содержание 1 Топонимы 1.1 Белоруссия 1.2 Россия …   Википедия

  • КЛИН — муж. клинок, ночек, клинчик, клинышек, клинец ·умалит. клинишка презрительное клинища ·увел. Вообще мн. клинья, но о земле и о картах говорят клины. Короткий брусок, снятый к одному концу на нет; гранный кусок дерева, железа, с одним толстым… …   Толковый словарь Даля

  • Клин — а; мн. клинья, ньев; м. 1. Заострённый книзу и расширяющийся кверху кусок дерева или железа, употребляемый для расщепления, раскалывания чего л. Вбить, вогнать, загнать к. в полено. Забить щель деревянными клиньями. 2. Узкая треугольная полоска… …   Энциклопедический словарь

  • Клин (значения) — Клин  острый угол, любой предмет подобного вида, нечто в виде треугольника. Различные значения слова «клин»: Клин  простой механизм в виде призмы, рабочие поверхности которого сходятся под острым углом; см.также Клиновое соединение.… …   Википедия

  • клин — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? клина, чему? клину, (вижу) что? клин, чем? клином, о чём? о клине; мн. что? клинья, (нет) чего? клиньев, чему? клиньям, (вижу) что? клинья, чем? клиньями, о чём? о клиньях 1. Клин это кусок… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Клин — город, р.ц., Московская обл. Название Клин впервые упоминается в летописи под 1234 г., происходит от русск. клин земельный надел; лесная полоса; участок болота, заросший лесом; граница . Географические названия мира: Топонимический словарь. М:… …   Географическая энциклопедия

  • КЛИН ФОТОМЕТРИЧЕСКИЙ — устройство для ослабления светового потока, применяемое в фотометрии. Представляет собой клин из ахроматического (имеющего нейтрально серый цвет) в ва, коэфф. поглощения к рого не зависит от длины световой волны (спец. стекло, желатиновая плёнка …   Физическая энциклопедия

  • КЛИН — КЛИН, клина, мн. клинья, клиньев, муж. 1. Заостренный книзу и расширяющийся кверху кол, кусок дерева или железа, употр. для расщепления, раскалывания дерева. Загнать клин в бревно. Дубовые клинья. 2. О треугольной заостренной форме предметов.… …   Толковый словарь Ушакова

  • КЛИН — КЛИН, а, мн. нья, ньев и ы, ов, муж. 1. (мн. нья, ньев). Сужающийся к своему заострённому концу кусок дерева, металла; простейшее орудие такой формы. Вбить, загнать к. 2. (мн. нья, ньев). Вообще фигура, изображение такой формы. Борода клином… …   Толковый словарь Ожегова

  • Клин клином — Fire With Fire Жанр драма В главных ролях Крэйг Шеффер Вирджиния Мэдсен Длительность 103 мин. Страна США …   Википедия

  • клин — См …   Словарь синонимов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»